Отборочные тесты при зачислении в 1-й класс
Во многих школах проводится психологическое обследование детей при поступлении в 1 класс. Чаще всего для этого используются тестирование, которое может быть групповым или индивидуальным. С помощью него делаются выводы о способностях и возможностях ребёнка, о его памяти, внимании, зрительно-моторной координации, мышлении.

Хочу привести здесь наиболее популярные отборочные тесты. Разберите эти тестовые задания при подготовке ребёнка к школе, чтобы они не были для него неожиданными при школьном обследовании.

1. Копирование письменных букв.

Ребёнку предлагают скопировать простое предложение из трёх слов, написанное письменными буквами русского или иностранного языка. Всего 7-8 букв. Расстояние между словами образца в полбуквы.

Например: Кот и пёс. Я ем сыр.

2. Копирование группы точек.

Ребёнку предлагают нарисовать такие же точки, как на образце, справа от него.

Например:

. . .

. . . .

. . .

3. Графический диктант (умение действовать строго по инструкции).

Ребёнку предлагается тетрадный лист в клетку, на котором поставлены 3 точки в левой части листа друг под другом на расстоянии 10-15 между ними и на 2-3 клеточки от левого края.

Испытуемый должен поставить карандаш в верхнюю точку и, не отрывая от листа, чертить им изображение под диктовку. Например: «1 клеточка – вверх, 1 клеточка – вправо, 1 клеточка – вниз, 1 клеточка – вправо, 1 клеточка – вверх, 1 клеточка – вправо» и т. д. Далее ребёнок продолжает рисовать сам.

Можно придумать более сложные диктанты, включив в них движения на разное количество клеток (до трёх в одну сторону).

4. Запоминание цифр.

Ребёнка просят запомнить ряд случайных цифр, начиная с 3-х. Например: 871, 3214, 78273, 98718. Если малыш не повторил предъявленный ряд, то ему прочитывают другой ряд того же количества.

5. Четвёртый – лишний.

Ребёнку предлагается серия карточек с 4-мя картинками на каждой. На каждой карточке одну картинку надо исключить, т. к. она не подходит к другим. При этом испытуемый должен сформулировать признак сходства, объединяющий оставшиеся 3 картинки.

Например: расчёска, ножницы, часы, зубная щётка или кукла, Буратино, плюшевый мишка, мальчик.

6. Тест «рисунок человека».

Попросите ребёнка нарисовать фигуру мужчины как можно лучше. Хорошо, если рисунок будет нарисован одной контурной линей, а не состоять из отдельных овалов, в нём будет много деталей, чётко прорисовано лицо. Отлично, если передано движение, показаны сгибы суставов.

7. Тест «Шумы».

Ребёнку предлагают прослушать звукозапись с различными реальными звуками. При этом он должен отождествлять лежащие перед ним картинки с этими шумами. Например: плач ребёнка, шуршание газеты, кваканье лягушки.

8. Тест «найди одинаковые фигуры».

Ребёнку предлагается бланк с различными геометрическими фигурами, всего 4 вида: трапеция, квадрат, параллелограмм и прямоугольник. Необходимо одинаковые фигуры пометить одинаковыми знаками (крестиком, кружочком, галочкой и плюсом) или поставить на фигурах одинаковые цифры.

9. Тест «дорисуй фигуры».

Ребёнку дают по очереди 3 бланка, предлагая дорисовать на них фигуры (например, квадраты, круги, стрекозу и рыбу), подчёркивая, что на каждом бланке все фигуры одинаковые.

10. Тест Кюсси.

Ребёнку предлагают поочерёдно 4 таблицы, на которых слева представлена фигура-эталон. Необходимо отыскать и обвести карандашом эту фигуру, которая «спряталась», «замаскировалась» среди различных узоров-фигур.

11. Тест Мюнстберга.

Ребёнку даётся бланк с 5 напечатанными строчками случайно набранных букв без пробелов. Среди
этих букв предлагается отыскать 10 слов и подчеркнуть их.

12. «9 геометрических фигур».

Ребёнку показывают таблицу с девятью простыми геометрическими фигурами. В течение 18 секунд он должен запомнить их, а затем в отсутствии образца воспроизвести на бумаге. При школьном тестировании могут быть и иные задания, особенно если ребёнок поступает в 1 класс специализированной школы (математической, эстетической или языковой).

При поступлении в школу так же обязательно проводится индивидуальное устное собеседование, требующее речевого включения ребёнка, демонстрации его коммуникативных навыков. Материалом для степени готовности ребёнка к школе служит его поведение во время тестирования и собеседования, умение общаться, следовать общим правилам, ориентироваться в незнакомой обстановке.

Автор: Ольга Сорокина